Коктейль Black Sabbath Блэк Саббат
20 фактов о Black Sabbath, которые вы могли не знать
2. Предположительно, взять название Black Sabbath музыкантов вдохновил старый плакат фильма ужасов, хотя также на дебютном альбоме американских психоделичных рокеров Coven, выпущенном за месяц до дебюта Sabbath’ов, имеется песня «Black Sabbath», а бас-гитарист коллектива выступал под псевдонимом Oz Osborne!
3. Никто не знает имени женщины, изображенной на обложке дебютной пластинки, хотя Айомми вспоминал, что эта женщина как-то появилась за кулисами на одном из их выступлений. Ушло в небытие и имя фотографа, сделавшего этот снимок у водяной мельницы на Темзе.
4. Обложка второго студийного альбома Paranoid также может вызвать недоумение у фанатов, так как размытое изображение неонового воина ссылается на первый трек под названием War Pig, которое также предназначалось и для названия пластинки, но в последний момент было изменено.
5. На написание композиции Fairies Wear Boots группу вдохновила встреча со скинхедами, носившими военные сапоги и посетившими один из ранних концертов Black Sabbath.
6. Билл Уорд построил свою репутацию на игре на установке с дикой энергией и силой, хотя основное влияние на него оказали великие джазовые барабанщики Джин Крупа и Бадди Рич, что особенно чувствуется на первом альбоме.
7. Стремясь придать изящности своему звуку на альбоме 73-го года Sabbath Bloody Sabbath, группа задействовала для записи клавишника Yes Рика Уэйкмана, алкогольные способности которого также легендарны, как и его музыкальный талант.
8. Black Sabbath наняли уважаемых дизайнеров из британской студии Hipgnosis, специализирующейся на разработке обложек для рок-музыкантов и групп, для выработки изощренной обложки к альбому 1976 года Technical Ecstasy, как-то позже Оззи описал обложку, как «два робота, трахающихся на эскалаторе».
9. Официально Оззи Осборн покинул состав Black Sabbath в 1979 году, однако на самом деле певец ушел из группы в конце 1977 года, вынудив оставшихся музыкантов пригласить бывшего вокалиста Savoy Brown Дэйва Уолкера для одного телевизионного шоу.
10. Кто рекомендовал Ронни Джеймса Дио в качестве замены Оззи? — Шэрон Арден, дочь менеджера группы Дона Ардена, ставшая позже известной как Шэрон Осборн.
11. Джефф Николс принял участие в записи практически всех альбомов группы, начиная с 1979 года, хотя официальным членом группы стал лишь в 1986 году. Изначально Джефф пришел в группу, как ритм-гитарист, но прославился как клавишник коллектива. Николс почти на всех выступлениях играл на клавишных за сценой, также отвечая за бэк-вокал. Музыкант принимал участие в написании многих песен Black Sabbath, хотя это нигде и не отмечено. Отличительная басовая линия на альбоме Heaven and Hell очень сильно напоминает бас в песне Mainline Riders другого коллектива Николса Quartz.
12. Когда вокалист Deep Purple Иэй Гиллан присоединился к Black Sabbath в 1983 году для записи альбома Born Again, в планах было начать новую группу; кроме того альбом 1986 года Seventh Star должен был стать сольным альбомом Айомми, но по воле звукозаписывающей компании обе пластинки были выпущены под названием Black Sabbath.
13. Состав, который записал Seventh Star редко отмечается, но в записи альбома приняли участие: бывшего вокалиста Deep Purple Гленна Хьюза, будущего барабанщика Badlands и Kiss Эрика Сингера и басиста Дэйва «The Beast» Спитца, старшего брата гитариста Anthrax Дэна Спитца.
14. Другой будущий участник Badlands, Рэй Гиллен записал все вокальные партии для альбома The Eternal Idol 1987 года, но они были заменены после его ухода на вокал Тони Мартина.
15. Тони Айомми был близок к свадьбе с Литой Форд, но у них не срослось по ряду причин, о чем можно подробно прочитать здесь. Через некоторое время после разрыва помолвки Лита записала сингл дуэтом с Оззи, который стал настоящим хитом.
16. Гитарное соло в песне When Death Calls с альбома 1989 года Headless Cross исполняет гитарист Queen Брайан Мэй.
17. Когда Black Sabbath согласились сыграть на двух прощальных шоу Оззи Осборна (а они, конечно же, не стали последними для Оззи), Ронни Джеймс Дио, вернувшийся в коллектив год назад, воспротивился, тем более, что контракт Дио с Sabbath’ами заканчивался на три дня раньше запланированных выступлений. На помощь Ронни пришел его давний друг Роб Хэлфорд, давший два концерта с Black Sabbath.
18. Бассист Black Sabbath Гизер Батлер, также как и Тони Айомми, является ярым фанатом футбольного клуба Астон Вилла из их родного города Бирмингем. Гизера и Тони можно часто увидеть во время игры Астон Виллы в компании оскароносного актера Тома Хэнкса, который также болеет за Астон Виллу.
19. Четыре музыканта оригинального состава Black Sabbath практически записали альбом-реюнион в 2001 году с продюсером Риком Рубином, но сольные обязательства Оззи и шоу «Семейка Осборнов» на телеканале MTV разрушили все планы группы.
20. Тонни Айомми, мастер бесчисленных риффов, в 2013 году сочинил песню для попсового конкурса Евровидение, которую исполнила армянская рок-группа Dorians.
«Black Sabbath»: Введение в демонологию
Сорок семь лет назад на прилавках музыкальных магазинов появился дебютный альбом группы Black Sabbath. По сей день для многих поклонников и критиков этот диск является отправным пунктом стиля, получившего впоследствии название «хэви-метал». Соглашаться с данной точкой зрения или нет — личное дело каждого, однако, думается, главная историческая ценность фонограммы все же не в этом.
Несмотря на подчеркнуто увесистый саунд, в основе которого лежали мрачно-задумчивые гитарные риффы Тони Айомми, напористый хищный бас Гизера Батлера, уверенные, порой зубодробительные партии ударных Билла Уорда и форсированный, громогласный вокал Оззи Осборна, необходимо признать, что в плане мощного звучания Black Sabbath первопроходцами не были. Тяжелой музыки хватало и до них. В Британии тон задавали такие коллективы, как Cream, The Who и Fleetwood Mac, а за океаном заметным успехом пользовались команды Blue Cheer и Vanilla Fudge. К закату 60-х двумя альбомами успели отметиться Led Zeppelin и свое веское слово сказал Джими Хендрикс. В конце концов, даже The Beatles на последних дисках записали несколько подчеркнуто «мясистых» композиций. Рок-музыка неуклонно развивалась по пути уплотнения и громкости звука, так что повышение уровня децибел являлось всего лишь неизбежным, инерционным процессом. Хэви-метал — даже если принять на веру то, что его придумали «черношабашники», — был бы рано или поздно изобретен и без них.
Заслуга Black Sabbath в другом. Именно они первыми заставили публику полюбить «страшную» музыку. Четыре молодых человека, ни один из которых не стремился сделать карьеру офисного служащего или бизнесмена, любили проводить время в кинотеатрах за просмотром фильмов ужасов. И однажды смекнули: эй, если людям так нравится, когда их пугают с экрана, то, возможно, и музыка, от которой кровь стынет в жилах, тоже имеет шансы на успех? Догадка юных бирмингемцев оказалась верной. Поэтому если и пристало вести речь о Black Sabbath как о неких изобретателях и инициаторах, то скорее уместно оперировать условным термином «хоррор-метал». И дебютный лонгплей музыкантов — подлинная и недосягаемая классика жанра.
Все становится ясно еще до того, как игла проигрывателя начинает снимать звуковые дорожки. Одного взгляда на обложку достаточно, чтобы понять, с чем слушателю предстоит иметь дело: на фоне жутковатого сельского пейзажа, выдержанного в мрачных, коричнево-серых тонах, стоит женщина в черном одеянии, с огромными впадинами вместо глаз. Сразу очевидно, что знакомство с этой «figure in black» не сулит ничего хорошего. Однако любопытство берет верх, и пластинка вынимается из конверта. С первых же секунд звучания мы убеждаемся — дизайн конверта не врал: настораживающий шум дождя, прерываемый свирепыми громовыми раскатами, тревожный звон колокола (аудио-прием, впоследствии перенятый многими исполнителями). После чего взрывной гитарный «рифф дьявола», помноженный на истошный, испуганный рев Оззи, развеивает все сомнения, если они еще оставались: песней «Black Sabbath» с альбома «Black Sabbath» группа Black Sabbath приглашает нас в сорокаминутный круиз в мир непознанного, загадочного и таинственного.
Мы прогуляемся по заброшенной сонной деревушке («Sleeping Village»), побываем за стеной сна («Behind The Wall Of Sleep»), познакомимся с колдуном («The Wizard») и злодейкой («Evil Woman»). А в конце путешествия получим предупреждение («Warning»): в этом мире еще хватает зла («Wicked World»).
Музыканты не связывали больших надежд с пластинкой: ведь записана она была буквально за два дня и обошлась в смехотворную (даже по тем временам) сумму — 600 фунтов. Участников группы привлекала скорее сама возможность выпустить профессиональную запись, а по признанию Оззи, он был доволен хотя бы тем, что мог похвастать маме: его голос отныне увековечен в виниле. Однако альбом моментально приковал внимание неравнодушного слушателя к новой группе. В британском хит-параде этот LP поднялся на восьмую строчку, где на тот момент в Top 10 находились, на минуточку, такие грандиозные аудио-фолианты, как «Br >
Сегодня музыканты по праву гордятся проделанной без малого полвека назад работой. Билл Уорд без ложной скромности отмечает: «Когда появился дебютный диск Black Sabbath, случился настоящий переворот в популярной музыке. Наш первый альбом был шедевром». Барабанщику вторит Гизер Батлер: «Эта пластинка породила целое движение, как в отношении стихов, так и в плане музыки, — движение к темной стороне музыкального искусства». А Тони Айомми подводит итог: «Если бы у нас было больше времени для записи, мы бы обязательно использовали какую-нибудь модную в то время ерунду — синтезатор или еще что-нибудь, — что полностью разрушило бы звучание группы. Зато теперь, когда кто-нибудь слушает этот альбом, то получает нас в чистом виде, таких, какими мы были. Никакого смягчения, только живой звук. Поэтому те записи актуальны».
10 интересных фактов об альбоме «Black Sabbath»
- Исторический альбом записывался на лондонской студии Regent Sound, известной тем, что много лет назад Rolling Stones делали там одни из своих самых ранних записей.
- Лейбл Fontana, подразделение компании Philips, для которого изначально готовился альбом, вынудил группу записать «хитовую» композицию для выпуска на сингле, предваряющем альбом. По мнению специалистов лейбла, этим хитом должен был стать кавер на композицию малоизвестной американской группы Crow “Evil Woman”, недавно попавший в американский Top-40. Скрепя сердце, группа согласилась.
Лейбл Fontana в то время был известен легкомысленными песнями поп-группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich, а также грандиозным хитом » Je T’aime. Moi Non Plus» Сержа Гейнсбура и Джейн Биркин. Однако группе не пришлось выпускать альбом на весьма «попсовой» Fontana, потому что в то же самое время Philips, по моде времени, открыли собственное «прогрессивное» подразделение Vertigo. Людям с Vertigo очень понравилась запись “Evil Woman”, а когда они узнали, что у этой неизвестной группы уже готов целый альбом, они не могли поверить своему счастью.
Тони Айомми начинал работу над альбомом, используя гитару Fender Stratocaster – в то время он предпочитал именно эту модель. Однако во время записи у гитары вышел из строя звукосниматель, и Айомми был вынужден переключиться на запасной инструмент – Gibson SG. Следует отметить, что это была гитара под правую руку, и левше Айомми приходилось переворачивать ее (именно так поступал и Джими Хендрикс со своим Стратокастером). Интересно, что вскоре после записи альбома он повстречал гитариста-правшу, который играл на Gibson SG, изготовленном под левую руку. Музыканты поменялись гитарами, и с тех пор нам уже сложно представить Тони Айомми без его знаменитой гитары Gibson.
По воспоминаниям Гизера Батлера, основной рифф заглавной песни, который придумал Тони Айомми, был вдохновлён произведением английского композитора Густава Холста «Марс, весник войны» (фрагмент знаменитой сюиты «Планеты»). По словам Батлера, в тот момент, когда Айомми переделал этот ход на свой лад, дальнейшее музыкальное направление группы было определено.
По выходу альбом получил весьма негативные отзывы критиков. Знаменитый автор Лестер Бэнгс писал о диске: «Как Cream! Только хуже».
На обложке можно видеть водяную мельницу, построенную на Темзе в местечке Мэйплдурэм, Оксфордшир. Начало постройки мельницы относят к XV веку. Мельница функционирует и по сей день, ныне она оснащена новой турбиной и вырабатывает электричество. На мельницу может попасть любой желающий, купив билет.
Имени женщины, изображенной на обложке, история не сохранила, хотя Тони Айомми сообщает что однажды она появилась в гримерной Black Sabbath и представилась. Некоторые источники сообщают, что на обложке изображена модель по имени Луиза.
На развороте альбома лейбл Vertigo, не спросив разрешения группы, разместил изображение перевёрнутого креста. Это решение стоило группе серьезных проблем в будущем. Ярлык «сатанистов» приклеился к ним надолго.
- Альбом был выпущен 13 февраля; в 1970 году это число попало на пятницу.
Black Sabbath — Black Sabbath
Black Sabbath — (перевод здесь может быть двоякий. Потому что Sabbath — это и день отдохновения, покоя у евреев и мусульман, и в то же время «шабаш» ведьм) — дебютный альбом британской группы Black Sabbath, вышедший в свет в феврале 1970 года, 13 числа в пятницу (!) в Соединенном Королевстве и 1 июня 1970 в США. Ныне альбом признается одним из первых альбомов хэви металла и считается классикой жанра.
Остатки группы Mythology, распавшейся в 1968 в лице гитариста Тони Иомми (Tony Iommi) и барабанщика Билла Уарда (Bill Ward) стали формировать новую группу тяжелого блюза в Астоне (Бирмингем). Они нашли басиста Гизера Батлера (Geezer Butler) и вокалиста Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), которые играли вместе в команде под названием Rare Breed («Редкая порода»). Оззи накануне дал в местном музыкальном магазине такое объявление: «Ozzy Zig requires gig — has own PA» («Оззи Зиг хочет выступать — есть свой усилитель»). Нашли еще слайд-гитариста Джимми Филипса (Jimmy Phillips), саксофониста Алана Кларка (Alan «Aker» Clarke) и назвались The Polka Tulk Blues Company. Потом сократили его до The Polka Tulk, потом переименовались в Earth («Земля»), Филлипс и Кларк ушли.
Earth играли по клубам Англии, Дании и Германии. Их репертуар состоял, главным образом, из песен Джимми Хендрикса, американской группы Blue Cheer (психоделик-блюз) и Cream. На концертах они впадали в затяжные блюзовые джемы. В декабре 1968 Тони Иомми ушел в Jethro Tull. Пробыл он там недолго, но успел засветиться с Jethro Tull в известном телешоу The Rolling Stones Rock and Roll Circus (1968, DVD-фильм этого славного сборного концерта звезд рок-н-ролла вышел в 1996). Недовольный музыкальным направлением Jethro Tull, Иомми уже в январе 1969 вернулся обратно в Earth. «Просто это было не то, и я ушел», — сказал Иомми. — «Сначала я думал, что «Талл» крутая группа, но мне не понравилась идея иметь лидера в группе, как это делает у них Ян Андерсон. Но я вернулся из «Талла» с несколько новым отношением к делу. Они научили меня, что если хочешь добиться чего-то, для этого надо поработать.»
Гастролируя по Англии в 1969 они обнаружили, что их путают с другой английской группой под таким же названием Earth, и решили сменить имя. Напротив их репетиционной через дорогу находился кинотеатр, где в это время шел фильм ужасов Бориса Карлофф под названием Black Sabbath. Разглядывая длинную очередь за билетами, Батлер удивился: «Странно, что люди готовы тратить столько денег, чтобы смотреть фильмы ужасов.»
Гизер Батлер в то время раскрасил свою квартиру в матово-черный цвет и поместил на стенах несколько перевернутых распятий. Оззи дал ему почитать книгу о чёрной магии XVI века оккультного писателя Денниса Уитли. Начитавшись этой книжки, Батлер отложил ее на полку и уснул. Среди ночи он внезапно проснулся и обнаружил стоящую у своей постели фигуру, покрытую черным капюшоном. Через некоторое время фигура исчезла, а когда Батлер встал с кровати, обнаружил, что книга с полки тоже исчезла. Под впечатлением от его рассказа Оззи написал песню Black Sabbath, где первые строки прямо указывают на приключение бывшее с Батлером:
«Кто это стоит передо мною?
Фигура в черном, что указывает на меня…»
Далее говорится о том, что надо бы развернуться и поскорее бежать отсюда. Герой песни стал избранным. Кем — неясно, но то что он кричит: «Нет, нет, только не это!» указывает на то, что возможно самим Сатаной, который тоже появляется здесь, с улыбкой глядя на разгорающееся пламя геены огненной. Оззи часто на концертах рассказывал историю написания песни.
Песня Black Sabbath создала группе репутацию сатанистов, хотя в тексте герой неоднократно взывает: «О нет, нет, Боже спаси меня!» и утверждает, что людям лучше делать ноги отсюда. Сами музыканты также всегда отрицали какое-либо отношение к сатанизму. В 1992 Тони Иомми сказал в интервью журналу Guitar World: «Признаюсь, мы в самые ранние дни общались с главой английских дьяволопоклонников. Он приходил к нам на концерты, пытался уговорить нас выступить на их собраниях. Кое-что мы разузнали об этом — так, из любопытства, — но никто из нас ни чёрной магией, ни оккультизмом всерьез не увлекался.»
В музыкальном отношении песня Black Sabbath построена на тритоне, своеобразном диссонансе, который еще прозвали «дьявольским интервалом». Этот зловещий звук и мрачные тексты сильно контрастировали с основным направлением музыки конца 1960-х, когда доминировала культура хиппи «flower power» и фолк-музыка. Вдохновленные новым звучанием, музыканты решили переименоваться в Black Sabbath и писать в дальнейшем на подобные же темы, пытаясь создать в музыке эквивалент фильмам ужасов.
В декабре 1969 года Black Sabbath подписали контракт с Philips Records и в январе 1970 выпустили свой первый сингл «Evil Woman» в филиале Филипса — Fontana Records. Вскоре Филипс образовала новый лейбл Vertigo Records, предназначенный специально для издания прогрессивной музыки (подобно лейблу Harvest компании EMI). Vertigo и выпускал все последующие записи группы.
Несмотря на провал первого сингла, Black Sabbath дали еще два дня студийного времени на запись дебютного альбома под руководством продюссера Роджера Бэйна (Rodger Bain). Как вспоминал Иомми: «У нас было всего два дня на запись и день — на сведение. Поэтому играли живьем. Оззи пел одновременно, его просто изолировали в специальной будке для вокала. У нас не было ни секунды, чтобы отвлечься на что-то другое.»
Еще одна песня из альбома — «N.I.B.» — вызывает много полемики, потому что Оззи поет в ней прямым текстом от лица Люцифера, соблазняющего человека:
«Некоторые люди считают, что моя любовь не может быть искренней
Пожалуйста, поверь мне, мой возлюбленный, и я покажу тебе
Я дам тебе вещи, которые ты считал несуществующими
Солнце, луна, звезды — все носит на себе мою печать
О да!
Следуй за мной и ты не пожалеешь,
Оставь жизнь, которую ты вел до встречи со мной
Ты первый, кто удостоился моей любви
Навсегда со мной, до скончания веков… и т.д.
«Взгляни мне в глаза, ты увидишь, кто я
Мое имя — Люцифер, пожалуйста, возьми мою руку… и т.д.»
Распространено мнение, что название песни «N.I.B.» расшифровывается как «Nativity In Black» — «Рождество в черном». Однако Тони Иомми неоднократно в интервью заявлял, что название связано с маленькой «козлиной» бородкой, которую носил в то время барабанщик Билл Уард. Она была такая острая, что напоминала острие пера (pen-nib).
Песня «Behind the Wall of Sleep» («За стеной сна») носит название короткого одноименного рассказа писателя П.Ловкрафта. «The Wizard» («Волшебник»), где Оззи подыгрывает на грамонике, навеяна характером Гэндальфа из толкиеновского «Хранителя колец». «Warning» («Предупреждение») и «Evil Woman» (можно перевести как «Беда-баба») обе являются кавер-версиями блюзовых номеров соответственно Эйнсли Дунбара (Aynsley Dunbar) и группы Crow. Блэксаббатовская трактовка тяжелее оригиналов и более заджемована инструментально.
После выхода в Соединенном Королевстве, альбом занял там 8-е место, после выхода в США — 23-е место в списке Billboard 200, где он продержался целый год, было продано миллион экземпляров альбома. Он был сертифицирован платиновым в США, золотым в Канаде. Несмотря на такую популярность у публики, критики обругали пластинку. Так, известный Лестер Бэнгз (Lester Bangs) из журнала Rolling Stone сказал: «Прямо как Cream! Только хуже» и назвал альбом «дисгармонирующим джемом гитары и баса, разогнавшимися как гонщики по разным музыкальным периметрам, никогда не попадающим друг с другом в такт».
Бюджет альбома составил всего 600 фунтов стерлингов. Альбом записывался практически вживую, с минимумом наложений. Как вспоминал звукоинженер Том Аллом, два дня ушло на запись, и два — на сведение. Музыканты не участвовали ни в сведении, ни в мастеринге. Больше всех была удивлена успехом альбома сама группа. По воспоминаниям басиста Гизера Батлера: «Нам и в голову не приходило, что из этого что-то выйдет. Мы записали альбом на ходу, собираясь в Данию.»
В 2003 году Rolling Stone поместил альбом Black Sabbath на 238-е место в своем списке «500 лучших альбомов всех времен».
ОБЛОЖКА
Обложка изображает известную достопримечательность старой Англии — Мэплдаремскую водяную мельницу (Mapledurham Watermill) — старинную мельницу XV века, до сих пор в рабочем состоянии, которая находится на реке Темзе в графстве Оксфордшир, Англия. На фоне этой реальной мельницы стоит нереальная фигура в длинных черных одеяниях, возможно напоминающая ту, упоминающуюся в заглавной песне альбома — «Фигура в черном, что указывает на меня«. В первом английском издании конверт сделан с разворотом, на внутренней стороне которого изображен перевернутый крест, а на нем написан стих. Говорят, что крест добавила фирма-издатель Vertigo, не согласовав это дело с самими музыкантами, и те были расстроены, ибо это только увеличило обвинения их в сатанизме и оккультизме.
БРИТАНСКАЯ ВЕРСИЯ АЛЬБОМА:
SIDE A:
1. Black Sabbath
2. The Wizard
3. Behind The Wall Of Sleep
4. N.I.B.
SIDE B:
1. Evil Woman
2. Sleeping Village
3. Warning
АМЕРИКАНСКАЯ ВЕРСИЯ:
SIDE A:
1. Black Sabbath
2. The Wizard
3. WASP
4. Behind The Wall Of Sleep
5. Bassically
6. N.I.B.
SIDE B:
1. Wicked World
2. A Bit Of Finger
3. Sleeping Village
4. Warning
Коктейль Black Sabbath Блэк Саббат
«Сектор C, ну че вы сидите-то все?», — разочарованно кричал сидячей трибуне «Олимпийского» потный полуголый усач, только что неистово прыгавший под гитарный гул в лестничном проходе, — «Последний концерт Black Sabbath! Ну вставайте, б**!». Завороженно уставившись на пылающую огнями сцену, трибуна безмолвствовала. Через несколько минут к энергичному усачу и его беснующейся компании подошла билетерша «Олимпийского», седая женщина в белой блузе, больше похожая на учительницу, и попыталась усадить его на место. У нее не получилось: шла середина московского концерта английских патриархов хеви-метала во всемирном туре, заявленном как прощальный.
A photo posted by ConcerToday (@concertoday) on Jul 12, 2016 at 2:06pm PDT
Знаменитая троица из Black Sabbath, которая вчера вышла на сцену «Олимпийского» — гитарист Тони Айомми, басист Гизер Батлер и вокалист Оззи Осборн — играют вместе с 1968-го года. Пытаясь уйти от незавидной доли фабричного рабочего, уроженцы индустриального Бирмингема искали себя в психоделическом роке и тяжелом блюзе, меняя названия группы, как перчатки: Rare, Mythology и Earth Blues Company, впоследствии сокращенное до Earth. Спасение пришло вместе с песней «Black Sabbath», сочиненной под влиянием увлечения Гизера Батлера фильмами ужасов и романами о черной магии. Тяжелые риффы низко настроенной гитары Айомми, пронзительный вокал Оззи, громоподобная ритм-секция, резкие смены темпов и, конечно, всякая чертовщина в текстах Батлера — эти пять элементов, найденные бирмингемцами в «Black Sabbath», определили стиль культовой ныне группы, и сформировали канон метала как жанра, который до сих пор воспроизводится молодыми музыкантами из разных стран мира.
Посетители «Олимпийского» стали свидетелями конца добротного рок-н-ролльного шоу, но не конца легенды. Впереди у Black Sabbath тур по Америке и Британии, который закончится февральским концертом в родном Бирмингеме — и билеты на него раскупили за считанные минуты. Оззи Осборн собирается продолжать гастролировать и дальше. Несмотря на то, что самый ходовой товар в палатках с мерчем Black Sabbath — майки размера XL, на трибунах и в коридорах «Олимпийского» было много молодых лиц. Многие рок-папы привели на концерт своих сыновей, встречались и парочки, которые целовались в закоулках стадиона под оглушающий звук со сцены. Вопреки почтенному возрасту и загробному колориту текстов и символики, песни Black Sabbath всегда будут звучать молодо и жизнеутверждающе, такова их гармоническая природа. Видимо, поэтому они провоцируют солидных поклонников на детские выходки и акты непослушания и находят себе юных фанатов. Недаром Оззи Осборн — самый беспутный член своей увековеченной сериалом семейки, знаменитый дикими проказами на сцене и в жизни — навсегда останется символом молодости рока.